?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

grafiti
Последнее время появилась у меня охота петь шаманские песни. И вообще быть шаманом. Переодеваться "во все ихнее" и ходить с бубном по улице я, конечно, не буду - но несколько шаманских записей попробую сделать. На тарабарском языке.

Формат шаманской песни очень похож на постинг в жж: что вижу, то говорю. C небольшими вариациями и "отклонениями в прошлое". Например, вот перевод одной шаманской песни:

У меня есть духи,
Духи есть у меня,
Ой-ёой-ёой
Духи духи
У меня есть, ёой-ёой.
Я думаю, не нужно специально доказывать, что такая поэзия - прекрасна. Особенно же она прекрасна тем, что оставляет огромное пространство для "всего остального".

В европейской музыке делается акцент на том, что высота нот должна что-то значить. Отсюда - бесконечное восхождение и нисхождение европейской мелодии. "Переливание из пустого в порожнее", с точки зрения шамана. Еврапейцам, грубо говоря, все равно, какой звук издается - им лишь бы "ноты были правильными". А вот шаману важен именно звук, поэтому он очень неохотно отходит от основного тона, предпочитая вернуться к нему как можно скорее или вообще не уходить от него, а просто "талдычить все на одной ноте", направляя все внимание на звук.

И это весьма благородно. Ибо в цели шамана не входит "звуковысотная функциональность музыкальной табакерки", к которой привыкли "мы". Для шамана важна именно его "первородная эмоция", которая ничем, кроме как словом "ой-ёой-ёой", не передается.

Православные священники, к слову сказать, что-то унаследовали от шаманов. Это заметно в их речетативах, когда большая часть текста поется на одной ноте при длительном крещендо, а заключительные ноты вдруг сдвигаются на полутон вверх. У людей, на которых действует звуковысотность, возникает в этот момент ощущение, что "весь мир вокруг них дрогнул".

* * *

Пока что мои опыты шаманского пения привели к тому, что o_c отчаялась меня от этого отговорить - и теперь только беззвучно умоляет меня "хотя бы пощадить соседей", когда я начинаю практиковаться в расщеплении горлового звука на терцию (это очень трудно, кстати). Звучит это действительно довольно чудовищно, "в отрыве от контекста". В контексте же это звучит бесконечно прекрасно - и даже целомудренно. Ибо обертоновый ряд знает, что делает.

"Тарабарский язык" мне дался легче всего - пожалуй, я уже могу петь так, что этот мой тарабарский язык отличить от настоящего тарабарского языка практически невозможно. При этом я легко могу придавать ему оттенки звучания любых знакомых мне языков (особенно хорошо у меня получатся "мексиканский"). Но лучше всего звучит именно "чистый тарабарский" - не зря на нем и поют шаманы.

Осталось дело за малым - найти хорошего бубенщика с большим бубном бычьей кожи - и чтобы он в него колотил, "слепо и безумно", не останавливаясь и не сбиваясь с единожды взятого темпа. И еще аккомпаниатора, который бы умел играть на "специальных ихних дудках", сразу на нескольких, без четкой звуковысотности. Можно для этой цели расстроить по четвертитонам несколько маленьких блок-флейт и связать их в одну большую дудку и залепить пластырем все дырочки в них, чтобы звук был "глубокий, насыщенный".

* * *

Одна статья, в которой подробно описывается техника расщепления голоса и вообще всякие шаманские приемы музицирования, заканчиватеся так: "Читатель может спросить - а зачем все это вообще нужно? Лично я затрудняюсь ответить на этот вопрос".

Вот и я тоже затрудняюсь ответить на этот вопрос. Но это явно для чего-то нужно...


Comments

( 8 comments — Leave a comment )
iinga wrote:
19th Jan, 2004 19:48 (UTC)
ещё хомус, обязательно нужен хомус! о_с может на нем подыгрывать.
варган или хомус - штучка маленькая и простая, а звук шаманский, запредельный. вот здесь есть небольшой пример:
http://grenada.al.ru/enciklopedia/khomuz.htm
nasha_sasha wrote:
19th Jan, 2004 20:02 (UTC)
О, у меня такое есть! Я только не знал, что это "хомус" называется. Мой брат мне в Москве летом подарил эту штуку, толком не объяснив, как на ней играть.

У меня таможенники ее хотели отнять, а потом решили, что это "просто такие ножницы". Я не стал их разубеждать.
iinga wrote:
19th Jan, 2004 20:08 (UTC)
ну, теперь точно можно соседей обращать в птиц или ежиков, по настроению. а можно дождь вызывать или останавливать...

nasha_sasha wrote:
19th Jan, 2004 20:22 (UTC)
Да, это было бы классно - обратить соседей в ежиков, но так, чтобы они об этом не знали...

А то потом "будут неприятности" от них, я их знаю.
brainrunner wrote:
22nd Jan, 2004 06:39 (UTC)
:)))
Да, хомус (он же - варган, тер-хомус, комус, липпенштроллен, и т.п.)это поначалу нелегко. Играть можно научиться самостоятельно. А про головое пение - есть совет, точнее рекомендация: самая интересная (на мой взгляд) школа, это т.н. "кыыр-гы-раа". Это тувинское олд-хау, низкий горловой рык, часто со словами. Про это, наверное, можно найти в сети. Кстати, в Лондоне живёт один из участников группы "Ят-тха", можно его спросить (впрочем, из них своим горлом прославился Альберт Кувезин - а он живёт на гастролях, либо в Туве).
Кстати, тут как-то меня мама спрашивает: "Так что, ты в Финляндию-то едешь?". Ну, я естественно, в шоке полном...
Оказалось, как-то поздним вечером я дома упражнялся (в этом самом деле), а матушка мне сказала, что мол "поздно уже шуметь, и звуки эти невыносимые для нормального человека". На что я её клятвенно заверил, что это не просто так - а для дела, типа, конуерт в Финляндиии скоро и всё такое. И забыл, естественно...
nasha_sasha wrote:
22nd Jan, 2004 16:19 (UTC)
Я вообще в этом деле достиг "определенного совершенства". Наверное, это связано с тем, что пение на тарабарском языке было очень развито у меня с раннего детства.

Например, была такая в нашем детстве великая концептуальная песня, мной тщательно разработанная и внедренная в повседневную жизнь:

Быки-быки краблос
Быки-быки краблос
Быки-быки краблос
Айфонафю-ю-ю-ю

Что эти слова означали никто даже не пытался выяснить - "и так понятно".

dasauchnoch wrote:
19th Jan, 2004 23:41 (UTC)
Шаманизм - это вообще-то не культура и не религия. Это, скорее, мировоззрение, в основе которого два принципа:
1. Все взаимосвязано.
2. Подобное к подобному.
С этой точки зрения, например, Том Сойер, в известном эпизоде с киданием стекляных шариков, занимался камланием. Кроме того в представлениии шамана мир делится на три равноправные части: средний мир - мир человека, верхний мир - мир белых духов и нижний мир - мир черных духов. Причем, определения белый-черный не значит хороший-плохой, и те и другие нейтральны по отношению к человеку. Шаман - это человек у которого близкие, даже сексуальные связи с каким нибудь духом, поэтому дух этот ему помогает. От того, какой это дух, черный или белый зависит шаманская "специализация". Все три мира связаны между собой вертикально "мысленным древом" по которому шаман и путешествует. Естественно, общаться со своим духом шаман может только введя себя в особое психофизическое состояние.
tima wrote:
20th Jan, 2004 06:17 (UTC)
не могу молчать!
1. у тебя явно не "шаманский" шаманский, а "английский"! Кто же так поет "У меня есть, ёой-ёой"?! У нас в стране без сомнения спели бы "У меня есть, ёоу-ёоу"! Ох уж это мне викторианское произношение! "Фёёст сёёйв". Смех, да и только!

2. не только православные - ты что, в синагоге двано не был что ли?! Канторы и многие рабаи именно так и "поют". Я уже не говорю о простых евреях, талдычаших за ними молитву.

3. Терция - это очень сложно, согласен. Но попробовал бы ты в септиму! Вот это просто невозможно!
( 8 comments — Leave a comment )