?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

grafiti
Я знал одного так называемого "русского". Родился в Англии, всюду ходил в сапогах a la muzhik и был действительно довольно буйным малым. При этом он был наполовину шотландец, наполовину украинец. Говорят, что это совершенно взрывоопасная смесь кровей - и Саша, так звали этого молодого человека, был якрим тому подтверждением. Он действительно мог выпить любое количество алкоголя, но при этом он даже не пьянел, а дурел - у него полностью "падали шторки". Впрочем, подозреваю, что этих "шторок" ему как бы не положено было иметь - "ведь он был русским".

Свою "нечистокровность" он старался замалчивать, чем бесконечно злил как шотландцев, так и украинцев. Но Саше было мало до них дела - его карьера лежала в русскости, которую он стяжал в себе всеми возможными и невозможными способами. Например, он вступил в казацкую псевдоармию и раздобыл себе удостоверение есаула. Теперь он ходил не только в сапогах, но и с царской шашкой, которая была ему как бы "положена по чину".

Однажды в Лондоне праздновали сколько-то-там-сотлетие дома Романовых. Сашу тоже, понятное дело, пригласили, как "одного из наиболее ярких молодых монархистов". Звеня шашкой, наступая дамам на ноги своими блестящими сапогами, Саша, едва придя на "бал", не разбирая дороги бросился к столу и выпил целый графин псевдорусской "Абсолютной", пролив половину себе на штаны жандармского сукна. Потом он махнул рукой сидящему наготове крошечному скучающему баянисту с огромным расписным баяном - "Гриша, dаvай! Мьюзик!" И Гриша заиграл что-то суетливо-просторное, типа "Травушки-муравушки".

Я не преувеличиваю. Это действительно было. При первых же тактах "Травушки-муравушки" Саша вскочил на стол и начал, в блестящих своих сапогах, исполнять какой-то дикий танец, с топтанием барашковой есаульской шапки, заламыванием рук и криками "Йо-Йо!" и "Za Царя!" Высоко подрабрасывая ноги в сапогах, он добился того, что через несколько секунд один сапог слетел с его ноги и угодил в лицо не то престарелому Голицыну, не то одному из Толстых, а белоснежная скатерть плавно поехала, вместе с посудой, и Саша растянулся во всю длину праздничного стола, ударившись красной своей мордой о золотое блюдо с пирожками.

* * *

Это, конечно, смешно. Но, если вдуматься, в тот вечер Саша сделал вот что. Он закрепил за русскими тот стереотип "диких-дурных-краснорылых etc", который так жаждала увидеть и испытать своими глазами в тот момент толпа. Он "доказал им всем", что он "русский". Ему, кажется, даже аплодировали - хотя и понимающе переглядывались между собой при этом.

Теперь объясните мне, какими словами после этого объяснять неумным английским теткам в платьях за 800 фунтов, что "не все русские такие" и "Нельзя Же Так Обобщать". Какими словами объяснять это желчно-ироничным мужьям этих теток, которые еще хорошо помнят "ту войну" (Вторую Холодную, я имею в виду). Какими словами объяснять это молодым, откормленным и задастым, но уже "энергичным" сити-брокерам, приведших на праздник своих томных герл-френдш в бархатных платьях, у которых "русское" даже не "прошлое", а "происхождение" (то есть русские папа и мама).

* * *

Я знаю, что всегда найдутся недовольные, которые начнут со мной *базарить* и теперь, но все равно я твердо убежден, что "Нельзя Же Так Обобщать" кричат в первую очередь те, кто сам не понимает совей ответственности "за всех своих". Обосраться одному за всех в сто раз легче, чем обосраться коллективно (хотя и это, при желании, можно инсценировать). Зато очень удобно прятаться за всякие дурацкие даже не принципы, а формулировки, бездумно повторяемые как заклинание. Особенно, когда сам считаешь себя живущим если не среди чужих, то, скажем так, чужаковатых, тобой же обобщенных по "преступному принципу", но только тихо и без шума.

За ошибки одного всегда отвечать будут "все евойные". Так и должно быть. Это правильно. Это обязывает. Не все это понимают. Кто-то хочет разговаривать (или, еще хуже, думать) заклинаниями. Кто-то хочет делать себе карьеру. Кто-то хочеть видеть вещи такими, какие они есть. Кому-то это невыгодно. Кто-то не хочет видеть вещи такими, какие они есть. Кому-то это выгодно.

Мир велик.


Comments

( 13 comments — Leave a comment )
dmpogo wrote:
2nd Feb, 2004 18:34 (UTC)
> что "Нельзя Же Так Обобщать" кричат в первую очередь те, кто сам не понимает совей ответственности "за всех своих". .

> За ошибки одного всегда отвечать будут "все евойные". Так и должно быть. Это правильно. Это обязывает.

Правильно
zarnitsa wrote:
2nd Feb, 2004 18:41 (UTC)
Закомплексовка
Теперь объясните мне, какими словами после этого объяснять

Никто никому ничего (в контексте рассказанного вами анекдота) объяснять не должен. Непонятны ни мотивация, ни надрыв ... извините.

Я довольно прожил вне России и с подразумеваемыми вами негативными стереотипами здесь не сталкивался нигде, кроме агрессивно-комплексующей русской публицистики.
zarnitsa wrote:
2nd Feb, 2004 18:46 (UTC)
Re: Закомплексовка
Т.е. я вполне верю в вашего Сашу, но полагаю русофобию "теток" и "желчных мужей" мнимой.

Вообще, тип Саши универсален; легко представить себе его, скажем, ирландских или шотландских побратимов на соответствующих функциях.
nasha_sasha wrote:
2nd Feb, 2004 18:52 (UTC)
Re: Закомплексовка
"Русофобия теток" - это слишком большое усилие. Им вполне достаточно просто того стереотипа, созданного в тот вечер, простого и удобного для понимания.

Я эту историю рассказал вовсе не для того, чтобы убедить всех во вездесущей русофобии, а для того, чтобы объяснить, почему "хвалят индивидуально", а ругают "всех вместе". Это продолжение разговора, начатого несколько постингов назад.
zarnitsa wrote:
2nd Feb, 2004 19:04 (UTC)
Re: Закомплексовка
А, спасибо, посмотрел в прошлое и переосмыслил.

Мне нечего сказать по существу проблемы "как хвалить/как ругать", просто приведенный вами пример не понравился, но это ничего.
ystrek wrote:
3rd Feb, 2004 08:43 (UTC)
Стереотипы
В 70-е годы в журнале "Англия" писали (цитирую по памяти):

"Если спросить любого русского о том, как он представляет себе типичного англичанина, ответ будет скорее всего таков: это сухощавый, спортивный джентльмен, невозмутимый, малоразговорчивый и склонный к тонкой иронии; предпочитает носить строгий костюм и цилиндр. В том, что это описание имеет мало общего с современной действительностью, нет ничего удивительного: многие англичане до сих пор уверены, что большинство русских носят огромные бороды."

gollie wrote:
2nd Feb, 2004 19:01 (UTC)
Точно реальная история? До ближайшего "столетия" дома Романовых еще 10 лет
nasha_sasha wrote:
2nd Feb, 2004 19:06 (UTC)
Я уже сейчас не помню, с чем это было связано - но какая-то "круглая дата", чего-то там...

Это было несколько лет назад.
ullr wrote:
2nd Feb, 2004 21:48 (UTC)
Да, это все так и есть, я сам попадал несколько раз в такие ситуации, когда от меня ждали стереотипно русского поведения. Даже не конкретных стереотипов, а чего-то эдакого, вот плясание на столе бы подошло. Я, как мог, разрушал стереотипы, радуясь, что я первый русский, кого они видят, потому что если первым был бы такой "казак", то как себя ни веди, тебе все равно не поверят, что русский, пока на столе не спляшешь и водки не выпьешь.
graph wrote:
2nd Feb, 2004 22:51 (UTC)
Ох уж эти неофиты! :) думается, не случайно самый "ярый русский" был полушотландец-полуукраинец :).

На эту же примерно тему вспоминаю разговор, свидетелем которого (Россия, Нижний Новгород) я случайно оказался. Один раввин беседовал с человеком, по внешнему виду - ортодоксальным евреем (большая черная борода, кипа, пейсы - в общем, все дела).

Прислушавшись к разговору, с удивлением понял, что сей "еврей" - вполне себе русский дядечка, закосивший внешне под хасида, изучающий иврит и Тору, чуть ли не сделавший себе обрезание, и мечтающий влиться в общину, "стать евреем" и выехать с семьей в Израиль.

Раввин, как ни странно, был от всего этого не в восторге. Не помню дословно, но примерно так: он выговаривал этому дядечке за "внешнее". "наносное", опережающее "внутреннее", "духовное". И что "внутреннее" совсем не обязательно должно выражаться в таком "внешне-демонстративном"...
...
Что же касаемо "вынужденно-коллективной ответственности", то Вы, конечно, правы - видимо, это какой-то психологический закон :). Когда один гражданин спляшет на столе и упадет мордой в салат, а выводы делают о всех русских, накладывая их к тому же на какой-то устоявшийся давнишний штамп. Или когда что-нибудь схимичит один еврей, а "отвечать" приходится всем, от экономиста К. Маркса до старшего экономиста тёти Сони.

Но такова сэлява, и ничего с этим не поделаешь :)
cootila wrote:
3rd Feb, 2004 03:59 (UTC)
взять и поделить!
По моему все просто:
1. В реальности все люди склонны обобщать и это замеченный факт. В силу данной их особенности, кто-то, совершив нелицеприятный публичный поступок, в ИХ глазах - срамит все свое отечество. НО - только потому что именно наблюдавшие имеют склонность обобщать и делать обобщающие выводы.
2. НО, если разобраться - то неправы ОНИ, те кто необоснованно обобщил поступок одного человека на всю нацию (рассу, деревню etc). Т.к. если обобщение действительно было НЕОБОСНОВАННЫМ, то обвинять в таком же хамстве других людей только потому что они одной с этим выскочкой национальности, нет никаких оснований - это строго говоря.

По этому нельзя слеплять в один вопрос два данных момента, и требовать одного единственного ответа на разные по сути, хоть и одинаково сформулированные вопросы. Есть некий недоговоренный смысл, который вкладывают в этот вопрос приверженцы мнения "можно" и сторонники мнения "нельзя", а недоговаривая этого смысла бесполезно спорить ибо с одной точки зрения правы одни, а с другой - вторые. И внеси в их лагеря ясность в постановке самого вопроса - наверняка все согласятся.
flying_lj wrote:
5th Feb, 2004 01:09 (UTC)
Зачем?
Зачем вы им все это объясняете?

Допустим поверят что в этой ситуации он был клоуном, но завтра им по ТВ покажут фильм с пьяными тупыми русскими через каждые два кадра. И что, опять?..

Это бесполезно. Люди верят в то что им нравится.
or_land_ino wrote:
10th Feb, 2004 09:05 (UTC)
А какое это вообще все имеет значение? Западное массовое сознание априори грубо и невежественно ко всему находящемуся извне. Тотальное варварское самодовольство (заедаемое еженощно горстьми транквилизаторов) - закономерный итог либертинажа. И есть-ли мне (китайцу, индусу, русскому, арабу) дело до достоверности мнений в этой братской могиле с удобствами?
( 13 comments — Leave a comment )