?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про копирайт

  • 18th Apr, 2004 at 12:39 PM
grafiti
Представьте себе творческого человека - кого бы?.. Да хоть меня - немного помоложе. Влюбленного не слишком, но слегка.

У такого человека, как правило, своя отработанная цепь отношений с миром коммерции. В частности, чисто по профессиональным соображениям ему нужно сохранять правильный баланс между "как бы не умереть с голоду" и "как бы не стать продажным". Ибо все продажное стоит гораздо меньше, чем непродажное.

Этот творческий человек, допустим Святослав Теофилович Шостакович-Демидович, сидит себе, играет на рояле, Станиславский про него в дневнике хвалебное пишет ("пожалуй, единственный, кто на сегодня достиг полного сценического синтеза"). Ардов знакомит его с Ахматовой. Молодой Бродский делает его героем поэмы "Горбов и Горчев". Все прекрасно.

У Шостаковича-Демидовича своя отработанная концепция общения с деньгодателями. С ними нужно общаться слегка свысока ("как Бетховен с князем Голицыным"), отклонять часть предложений, хотя бы просто ради престижа, заставлять их соблюдать хотя бы минимальный такт, где-то даже "каким-то вещам их просто учить", держаться подальше от тех, кто может замарать репутацию, etc, etc, etc.

И тут приходит компания EMI. И нафиг издает миллиардным тиражом все записи Шостаковича-Демидовича. Энергичные менеджеры берутся за дело. Пока дело о копирайте улаживается (Демидович не признавал копирайта, ибо считал себя всенародным артистом), ящики с цифровой продукцией расходятся по центрам распределения.

В дело вступаю специалисты по маркетингу. Сначала они в газетах издают мемуары любовницы Шостаковича-Демидовича, которая рассказывает, что покойный классик по роялю спал с крокодилом. Потом кидают в продажу первую партию компактов покойного классика, с изображением крокодила. Партия как-то расходится, но до грамофонной премии года еще далеко.

Дальше они выпускают новую версию полного комплекта Шостаковича-Демидовича. Называется она "Шостакович-Демидович к завтраку". Компания по производству утреннего корма "Келогг" спонсирует бесплатные разноцветные фигурки бэтменов и человеко-пауков, которые вкладываются в коробки с кормом.

Одним словом, покойному классику Шостаковичу-Демидовичу приходит конец. А высосав из него всю "ликвидную ценность", компания EMI его просто бросает на помойку. Вместе со всей концепцией покойного классика в отношении общения с миром коммерции.

* * *

Так вот, копирайт нужен хотя бы для того, чтобы не давать "энергичным менеджерам" зарабатывать на творческом наследии. Ибо они все испортят, а на заработанные деньги купят плохого качества новый Ягуар марки "S", а остальное потратят на оздоровительные велосипеды, на одном месте ездящие, и на отдых в Португалии, а "ихним детям" купят плееры с наушниками.

А Ахматова будет потом краснеть.


Comments

( 2 comments — Leave a comment )
guli wrote:
18th Apr, 2004 06:29 (UTC)
И точно...
Я спросила у начальника: "Отчего вдруг настала такая мода на Риверу и Фриду Кало? И выставки одна за другой, и кино сняли..." и получила в ответ: "Так ведь 50 лет прошло со смерти Риверы, авторский копирайт кончился, вот тот, у кого работы был припасены и продвинул их на рынок."
И действительно, я сложила 1953 и 50 и получила как раз 2003.
tothaema wrote:
18th Apr, 2004 11:42 (UTC)
Дорогой, Тельников! Очень надо с вами связаться. Пожалуйста, сообщите, когда вы бываете (если бываете) в ICQ. Спасибо :)
( 2 comments — Leave a comment )