?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Как нормальные Люди"

  • 21st May, 2015 at 1:44 AM
rabotka2
Я в молодости "отмотала" пару лет преподавателем сольфеджио и музлитературы (т.е. "теории музыки", говоря нормальным языком). У миня были все классы от шестилетних до 16 летних.

Я учила их так. Маленьким я говорила: "Деточки, давайте послушаем трезвучия и потом нарисуем, что кто про это думает, как у нас выглядит си-минор?" Играла им си-минор, деточки послушно рисовали роскошные шедевры, они хранились у миня в особом шкафу. Я объясняла: "У Скрябина си-минор был синим, а у вас?" - и деточки задумывались. Это нелегко: не у всех есть "цветовой слух", но у некоторых есть. У многих он не совпадает, например у миня до-мажор белый, ля-минор красный, соль-мажор зеленый, си-минор как у Скрябина синий, ля-бемоль мажор цвета бордо и т.д.

Более старших я учила так: "Не надо мне объяснять, какой рефрен в этом рондо, это и так все знают. Миня интересуют эпизоды - что вы запомнили? Эпизоды главнее, любой рефрен есть лишь повод для ряда эпизодов, которые несут главную информацию" и "Давайте споем басовую линию этой прогрессии, бас определяет гармонию, оттого он и бас" ну и т.д.

Со старшими я говорила так: "На выпускном экзамене комиссия будет вас заваливать, в соответствии со своими сложными политическими раскладами, кого-то больше, кого-то меньше, моя задача вас *всех* провести, поэтому не надо бояцца, давайте еще раз пройдем наши слабые места, что у нас там по септаккордам? Всех кого надо валят на диктанте, диктант пишецца в три стадии: первое это размер и длительности, слушать только это. Второе - ступени, слушаем токо это. На третьем проигрывании, если его предоставят, сверяем токо альтернацию, не забывайте о случайных знаках, иначе они их защитают как ошибку. Это можно делать и по памяти, "как нормальные Люди", там больше развернутого периода ничего не будет".

И деточки старались...


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
murmele wrote:
21st May, 2015 07:37 (UTC)
Я видела ссылку на какой-то дорогой многочасовой аудиокурс по выработке абсолютного слуха. Совершенно удивительный. (Ну, бесплатно там дали послушать один кусочек минут на десять, скажем про си-бемоль.) Много-много раз играли ноту си-бемоль, малой октавы, и втолковывали -- какая она нежно-сиреневая, какая она мягкая, какой у нее вкус... ну не знаю, сливочного сыра? -- все условно.
Предполагалось, что после прохождения всей гаммы у вас разовьется абсолютный слух, что поможет вам чисто и красиво петь и подбирать аккомпанемент по слуху. То есть изначально вы этого не умели. То есть у вас не было не то что абсолютного слуха, а относительного тоже не было! И вы должны запомнить, что отдельно взятая рояльная нота си-бемоль малой октавы имеет вкус сливочного сыра.
Во-первых, я ума не дам, каким образом это помогло бы распознать си-бемоль второй на флейте пикколо. Они что, проходили весь воспринимаемый на слух диапазон на всех инструментах?
Во-вторых... Ну, человек без обычного слуха, способный распознать любую отдельную ноту, подобен человеку, знающему буквы, но не умеющему читать (например, на монгольском с его кириллицей). Применимо разве что в виде шутки.
nasha_sasha wrote:
21st May, 2015 07:55 (UTC)
Абсолютный слух обычно бывает "на своем инструменте". Так, чтоб любую звуковысотность правильно идентифицировать, такое редко бывает, но иногда бывает - и не очень понятно, чем это полезно. "Подбирать мелодии" можно в любой тональности, если хорошо развит относительный слух (т.е. Чел правильно слышит интервалы), а относительный слух можно у кого угодно развить, ну кроме совсем уж "отстойных", но такие бывают очень редко.
murmele wrote:
21st May, 2015 08:00 (UTC)
Я по себе считаю -- у меня очень хороший относительный слух, а абсолютный работает так: в течение некоторого времени слыша например песню, но не фиксируясь на ней специально, я могу осознать, в какой она тональности, и подыграть на пианино (ну, подыграть уже не могу, разучилась, но возьму аккорд и попаду). Одну ноту -- не, ни фига не могу. А главное, незачем.
Кстати, я не умею играть на гитаре, но отлично умею гитару настраивать, от достаточно произвольного ми. :)
nasha_sasha wrote:
21st May, 2015 20:30 (UTC)
Джазовые музыканты давно придумали как играть без абсолютного слуха: в любое время музыки наживаешь любую ноту, и если она не "попадает", то полутоновыми ходами сдвигаешь ее вверх или вниз, пока не "попадет". Если делать это септаккордами, "то тогда вообще".

Edited at 2015-05-21 20:30 (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )